Интерактивный справочник экспортёра Проект Российского экспортного центра

Китайская Народная Республика

Обновлено: 16.01.2018

Обязательные требования к продукции в КНР могут устанавливаться национальными, отраслевыми и местными стандартами. К обязательным национальным стандартам относятся стандарты в области защиты жизни и здоровья граждан, их безопасности, защиты личной собственности, а также те стандарты, действие которых обусловлено законами или административными постановлениями. Обязательные национальные стандарты КНР имеют обозначение GB, о добровольности стандартов свидетельствует индекс «../T» в их обозначении (GB/T). Индекс «../Z» (обозначение GB/Z) означает, что документ используется в качестве технических правил (руководств) и также не является обязательным.

К основным видам оценки соответствия в КНР относятся: обязательная сертификация, инспекция, регистрация определенных групп товаров (например, медицинское оборудование и изделия медицинского назначения, удобрения, пестициды, лекарственные средства, БАД).

Заявителем на проведение оценки соответствия является китайская компания, уполномоченная зарубежным изготовителем, или представительство компании-экспортера на территории КНР. Исключением является проведение обязательной сертификации (ССС-сертификация), заявителем в этом случае может быть зарубежный изготовитель.

Обязательная сертификация продукции в Китае (CCC-сертификация) осуществляется на основании Положения «О сертификации и аккредитации» (Regulations of the People’s Republic of China on Certification and Accreditation), утвержденного Госсоветом КНР в 2003 г.

В соответствии со статьей 28 этого документа, государство может ввести обязательную сертификацию некоторых товаров в целях защиты государственной безопасности, предотвращения мошеннических действий, защиты здоровья и безопасности населения, жизни и здоровья животных и охраны окружающей среды.

В КНР действуют перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, в который включено более 320 видов машино- и электротехнической продукции, в том числе, автомобили, прицепы и полуприцепы, томографы, телевизоры, шины, стекло для транспортных средств, двигатели, компрессоры, вентиляторы, установки для кондиционирования воздуха, холодильники, морозильники, сушилки, центрифуги, стиральные машины, ручной электроинструмент, машины вычислительные, дисплеи и др.

Правила обязательной сертификации продукции (Regulations for Compulsory Product Certification) определяют процедуры проведения обязательной сертификации, в частности, статьей 13 документа определена возможность подачи заявки как изготовителем (его уполномоченным лицом), так и импортером.

Рисунок 1. Изображение знака ССС



Сертифицированная продукция должна быть маркирована знаком ССС в соответствии с китайскими нормами. Осуществление маркировки CCC возможно исключительно на основе сертификата CCC и разрешения на его применение. Изображение знака ССС приведено на рисунке 1.

Маркировка знаком ССС может наноситься на изделия следующими способами:

  • давлением;
  • лазером;
  • печатанием;
  • гравированием;
  • штампованием;
  • путем наклеивания уникальной этикетки.

Согласно китайским нормам производитель может выбрать способ маркировки, но для конкретных групп продукции могут применяться ограничения или специфические требования к маркировке.

Правильная маркировка и действующее разрешение на применение знака являются обязательными для импорта в КНР продукции, сертифицированной в соответствии с CCC. Кроме того, размеры логотипа CCC, указанные в разрешении на применение знака, и перечисленные в нем названия моделей, являются объектом проверки (инспекции) при ввозе. Китайское таможенное управление имеет доступ к базе данных, которая включает в себя подробный перечень всех разрешений на применение знака. Если приведённая маркировка будет отличаться от этих данных в разрешении для маркировки, или разрешение не будет действительным (будет просроченным), товары могут быть задержаны на таможне.

Срок действия разрешения на применение знака соответствует сроку действия сертификата ССС.

В КНР предусмотрена обязательная маркировка энергетической эффективности энергопотребляющей продукции, в том числе импортируемой. Эта маркировка (Energy Efficiency Labels или СEL) используется для отображения уровня энергоэффективности продукта (от 1 до 5 класса). Маркировка CEL должна быть нанесена на продукцию (на видное потребителю место) или на слой упаковки, который ближе всего к продукции. Инструкция, прилагаемая к продукции, должна содержать соответствующие пояснения.

Маркировка СEL должна содержать следующую информацию о продукте:

  • наименование производителя;
  • модель и технические характеристики;
  • уровень (класс) энергоэффективности;
  • объем потребления энергии;
  • обозначения стандартов, применяемых для определения энергоэффективности.

Изображение маркировки СEL представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Изображение маркировки СEL.



В настоящее время перечень продукции, для которой необходимо нанесение маркировки CEL, включает такую продукцию, как:

  • двигатели (малые и средние трехфазные асинхронные двигатели);
  • кондиционеры;
  • холодильники;
  • стиральные машины;
  • газовые котлы;
  • фотокопировальные устройства;
  • воздушные компрессоры;
  • телевизоры с плоским экраном;
  • люминесцентные лампы и др.

В Китае предусмотрена процедура разрешительной регистрации для изделий медицинского назначения, лекарственных средств, биологически активных добавок (БАД), удобрений.

Для определенных видов продукции в КНР предусмотрена регистрация этикетки (пищевые продукты, бытовое электрооборудование). Общим требованием к маркировке всех товаров, импортируемых в Китай, является требование к использованию в маркировке китайского языка, а также указания места нахождения и наименования изготовителя, наименования товара/торговой марки.

Временные клеящиеся этикетки запрещены в соответствии с китайскими правилами маркировки, но некоторые иностранные экспортеры продолжают прикреплять простые наклейки на китайском языке к внешней стороне существующей упаковки. Это делается либо до поставки в Китай, либо китайским импортером под наблюдением  китайской службы инспекции и карантина CIQS на таможенном складе.

Использование таких этикеток является рискованным вариантом, и в будущем китайские власти могут более строго соблюдать букву закона, поэтому следует всегда проконсультироваться с китайским импортером или дистрибьютором.

Требования в отношении маркировки и упаковки пищевой продукции в Китае установлены Законом о безопасности пищевых продуктов Китая, 2015 год (China’s Food Safety Law, 2015)

Главное управление по надзору за качеством, инспекции и карантину (AQSIQ) требует предварительного согласования и регистрации этикетки для импортируемых пищевых продуктов до их ввоза.

В настоящее время в Китае действует ряд национальных стандартов, устанавливающих конкретные требования к маркировке пищевых продуктов:

  • GB 7718-2011 Standard for the Labelling of Prepackaged Foods (Стандарт для маркировки расфасованных продуктов);
  • GB 28050-2011 Standard for Nutrition Labelling of Prepackaged Foods [http://files.foodmate.com/2013/files_1652.html] (Стандарт для маркировки пищевых расфасованных продуктов);
  • GB 29924-2013 General Standard for the Labeling of Food Additives (Общий стандарт маркировки пищевых добавок);
  • GB 13432-2013 The Labelling of Pre-packaged Foods for Special Dietary Uses (Маркировка предварительно упакованных продуктов для специальных диетических целей, дата введения в действие — 01.05.2015).

В соответствии с национальным стандартом GB 7718-2011 Standard for the Labelling of Prepackaged Foods (Стандарт для маркировки расфасованных продуктов) предварительно упакованные продукты, импортируемые в Китай, в обязательном порядке должны содержать следующую информацию на этикетке:

  • наименование, характеристики продукции;
  • наименование производителя, адрес и контактная информация;
  • наименование импортера, адрес и контактная информация;
  • наименование страны происхождения;
  • данные о составе продукции и ингредиентах;
  • вес нетто и спецификация (в случае, если в одной упаковке расфасованной пищевой продукции содержатся несколько отдельных упаковок расфасованной пищевой продукции);
  • дату изготовления;
  • срок годности;
  • условия хранения;
  • наименование пищевых добавок в соответствии с общепринятыми наименованиями (содержащимися в национальном стандарте GB 2760-2015), при их наличии;
  • номер лицензии производителя;
  • иные сведения, которые должны быть указаны на маркировке в соответствии с законодательством, подзаконными актами или стандартами безопасности пищевых продуктов.

Кроме того, помимо информации, которая должна быть в обязательном порядке размещена на этикетке, рекомендовано размещение дополнительной информации:

  • номер партии;
  • способ употребления;
  • сведения об аллергенах.

Этикетка предварительно упакованных продуктов должна быть четкой, заметной, прочной, легкой для опознавания и прочтения потребителем.

На этикетке основных и дополнительных продуктов детского питания должны быть указаны основные пищевые ингредиенты и их содержание.

Все этикетки пищевых продуктов должны быть одобрены (зарегистрированы) китайской службой инспекции и карантина (CIQS).

Рассмотрим технические барьеры, применяемые в КНР, на примере детского питания (риc. 3).

Рисунок 3. Пример технических барьеров в КНР (детское питание)


Детское питание на основе молока подлежит обязательной инспекции, в рамках которой осуществляется проверка на соответствие требованиям обязательных стандартов GB 10765-2010 (для младенцев) или GB 10767-2010 (для детей). Требования к упаковке установлены обязательным стандартом GB 9685-2008. Требования к маркировке определены следующими обязательными стандартами:

  • GB 7718-2011;
  • GB 28050-2011;
  • GB 13432-2013.