Главным назначением маркировки является доведение основных сведений о товаре до потребителей, а также идентификация товара.
Идентифицирующая функция маркировки заключается в доведении до потребителей, продавцов, экспертов и контролирующих органов (заинтересованных сторон) информации, позволяющей идентифицировать товары: установить их соответствие действующим нормативным правовым актам, стандартам и т. п.
В структуре маркировки выделяют три основных элемента:
- текст;
- рисунок;
- информационные знаки.
Носителем информации могут выступать сам товар, упаковка, а также этикетка и ее разновидности, такие как контрольный лист или вкладыш.
Требования к маркировке продукции в стране назначения и ограничения, касающиеся маркировки, формируют барьер в торговле.
3.3.1 Требования к тексту и рисунку
Этот барьер в первую очередь связан с языком, на котором должен излагаться текст маркировки. Все страны требуют, чтобы текст был выполнен на языке страны назначения. Но кроме этого, российский поставщик должен учитывать и другие факторы.
Например, при поставке продукции в Иран вся информация должна быть переведена на персидский язык, а ее содержание не должно противоречить правилам шариата: не допускается размещение сведений и обозначений в нарушение религиозных мусульманских обычаев и правил.
Иногда важно учитывать многоязычие страны (в силу исторических причин). Например, при поставке продукцию в Индию информация должна быть приведена на английском языке и хинди.
Рисунок 1. Размер шрифта на упаковке пищевых продуктов согласно Регламенту (ЕС) № 1169/2011
Еще одним ограничением применительно к тексту является собственно шрифт. Например, при поставке пищевой продукции в государства — члены ЕС надо учитывать требования Регламента (ЕС) № 1169/2011 Европейского парламента и Совета от 11 декабря 2011 г. «О предоставлении потребителям информации о продуктах питания» в отношении размера шрифта на этикетке: размер должен быть не менее 1,2 мм (рисунок 1).
Необходимо учитывать, что в ряде стран имеются ограничения, связанные с изобразительным решением маркировки. Например, при поставке продукции в Иран в маркировке запрещается использовать изображения (рисунок 2):
- женщин;
- «нечистых» животных;
- алкогольной продукции.
Рисунок 2. Ограничения в отношении изображений на маркировке при поставке продукции в Иран
3.3.2. Требования к указанию размеров
При поставке продукции в некоторые страны надо учитывать в маркировке, что эти страны не используют метрическую систему (см. рисунок 3).
Фактически разница в требованиях к маркировке продукции в стране экспортере и стране назначения товара в части использования системы измерений также формирует технический барьер в торговле.
К этому типу барьеров примыкает барьер, обусловленный разницей в обозначении размеров одежды и обуви, принятых в разных странах мира (таблица 1).
Таблица 1. Различия в обозначениях размеров одежды а) и обуви б), принятых в разных странах мира, формирующая барьер в торговле
![]() |
![]() |
а) размеры одежды | б) размеры обуви |
3.3.2. Требования к содержанию информации в маркировке
Как правило, требования к содержанию информации в маркировке достаточно подробно устанавливаются в законодательных и иных нормативных правовых документах страны назначения.
Например, при поставке пищевой продукции в государства — члены ЕС надо учитывать требования Регламента (ЕС) № 1169/2011 Европейского парламента и Совета от 11 декабря 2011 г. «О предоставлении потребителям информации о продуктах питания» в отношении состава, пищевой ценности продукта, ингредиентов, аллергенов, сроков и условий хранения, а также указывать страну происхождения сырья.
Фактически разница в требованиях к содержанию информации в маркировке продукции в стране происхождения и стране назначения товара также формирует технический барьер в торговле.
Важно также обращать внимание на регулярную смену требований к маркировке товаров. На рисунке 4 в качестве примера приведена информация, размещенная на сайте Управления по пищевым продуктам и лекарствам (FDA, США), касающаяся смены упаковки для пищевых продуктов. Как говорится, найдите десять отличий.
Рисунок 4. Новые требования к маркировке пищевых товаров (США)
3.3.3. Требования регистрации этикетки
В некоторых странах установлено требование регистрации этикетки. Например, в КНР Главное управление по надзору за качеством, инспекции и карантину (AQSIQ) требует предварительного согласования и регистрации этикетки для импортируемых пищевых продуктов до их ввоза. В настоящее время в Китае действует ряд национальных стандартов, устанавливающих конкретные требования к маркировке пищевых продуктов.
Рисунок 5. Этикетки, содержащие обязательную информацию о продукте питания (КНР)
![]() |
![]() |
а) | б) |
В КНР обязательные сведения о продукте питания на китайском языке могут содержаться на наклейках (рис. 5 а) или в виде специальной этикетки (рис. 5 б), наносимой в ходе технологического процесса.
Фактически регистрация этикетки представляется техническим барьером в торговле.
3.3.4. Требования к способу маркировки
Маркировка должна быть долговечной, хорошо различимой и видимой с определенного расстояния. Однако, в некоторых странах имеются ограничения, связанные со способом нанесения маркировки на товар. Например, в КНР маркировка знаком ССС (знак обязательной сертификации) может наноситься на изделия следующими способами:
- давлением;
- лазером;
- печатанием;
- гравированием;
- штампованием;
- путем наклеивания специальной этикетки.
Производитель может выбрать способ маркировки, но для конкретных групп продукции могут применяться ограничения или специфические требования к маркировке. Если маркировка проведена впрыскиванием под давлением или лазерным гравированием, на самом продукте должен быть указан логотип ССС и код завода (идентификационный код завода: одна буква + шестизначный номер).
Ограничение выбора способа маркировки товара также представляет технический барьер в торговле.