Интерактивный справочник экспортёра Проект Российского экспортного центра

Введение

Обновлено: 22.12.2017

Если нельзя, но очень хочется, то можно.
Фраза, которая приписывается М. М. Жванецкому

 

Несмотря на провозглашаемые идеи глобализации экономик и снятия барьеров в торговле, несмотря на формирование единых правил мировой торговли на уровне ВТО, многие страны, так или иначе, используют протекционистские меры с целью поддержки национального производителя. Генеральный директор ВТО Р. Азеведу на пресс-конференции в Женеве еще в 2013 году отметил: «Мы наблюдаем дальнейшее развитие протекционистских тенденций. Этот процесс идет медленно, но верно, страны стремятся поддерживать своих производителей» [Пресс-конференция в Женеве 29.09.2013].

Особенно интенсивно протекционизм используется в условиях мирового финансового кризиса. Стремясь защитить национальную промышленность, правительства большинства государств идут по пути введения дополнительных ограничений и запретов в отношении импортных товаров.

В последние годы ВТО и другие организации начали выступать с предупреждениями о росте протекционистских мер. Так, в отчете ВТО за май — октябрь 2016 года [WTO: Report on G-20 Trade Measures (mid-May 2016 to mid-October 2016] отмечено, что с 2008 года страны G20 ввели 1583 новых торговых ограничений и отменили только 387. По мнению авторов отчета, это худшие показатели мониторинга стран G20 с 2009 года.

В сложившихся условиях ВТО все сложнее выполнять функции «справедливого» регулятора в сфере международной торговли. Некоторые эксперты считают, что ситуация в области применения правил ВТО напоминает антидопинговую борьбу в спорте: на словах все за чистую борьбу атлетов, а на деле все усиленно работают над тем, чтобы использовать в своих интересах неопределяемые или официально не входящие в разряд запрещенных препараты.

Ограничения и запреты зачастую касаются российских товаров. Как отмечает Минэкономразвития России  по состоянию на 01.09.2017 в отношении российских товаров действует 143 меры, в том числе:

  • антидемпинговая пошлина — 43,
  • специальная защитная пошлина — 13,
  • компенсационная пошлина — 1,
  • прочие нетарифные меры — 86, в том числе:
    • (административные меры (включая дополнительные сборы, пошлины и ограничение по номенклатуре) — 28,
    • технические барьеры — 15,
    • тарифные квоты — 3,
    • квотные ограничения — 2,
    • акцизы на дискриминационной основе — 7,
    • запреты на импорт — 6,
    • санитарные и фитосанитарные меры — 17,
    • угрозы введения меры — 8.

Рисунок 1. Структура ограничений в отношении российских товаров

 

Важную роль в арсенале мер протекционизма играют меры технического регулирования (ТБТ меры), санитарные и фитосанитарные меры (СФС меры), такие как нормирование характеристик продукции в технических регламентах и стандартах, процедуры оценки соответствия, требования, предъявляемые к маркировке товара и др.

В последнее время значимость тарифных ограничений импортных операций заметно снижается, так как присоединение страны к ВТО накладывает существенные ограничения на ввозные таможенные пошлины за счет их связывания и последовательного снижения.

Рисунок 2. Динамика уведомлений по ТБТ [G/TBT/39/Rev.1, Twenty-second annual review of the implementation and operation of the TBT Agreement. Committee on Technical Barriers to Trade WTO]

В этих условиях протекционистские меры сдвигаются в сторону нетарифных ограничений импорта. Будучи более завуалированными, чем таможенные пошлины, нетарифные меры дают больше возможностей правительствам разных стран для их введения.

Среди этих ограничений особую роль играют меры технического регулирования, которые объединяются термином «ТБТ-меры».

Об этом свидетельствуют данные, представленные на рисунке 2, — ежегодный рост числа введенных ТБТ-мер в мире в среднем составляет 14 %, и значительно возрастает год от года. Например, общее количество уведомлений о ТБТ-мерах в 2016 году превысило общее количество уведомлений за 2015 год уже на 17,5 %, а в 2016 году, по сравнению с предыдущим годом, — на 15,5 %.

Чем же так привлекательны меры технического регулирования?

Важная особенность этих мер — невозможность распознать истинную цель их введения: на словах (официально) эти меры вводятся для защиты людей, охраны окружающей среды, предупреждения обманной практики, а на деле они могут ограничивать импорт продукции. В этом и заключается их сила: может происходить постепенное ужесточение или изменение технических требований каждый раз, когда усиливается конкуренция со стороны иностранных товаров.

При этом решение о принятии ТБТ-меры находится в полной компетенции государства, и достаточно сложно оспорить его право на применение технических регламентов, содержащих правила и нормы безопасности, требования к сертификации, маркировке и др.

Все сказанное в полной мере относится и к санитарным и фитосанитарным мерам (СФС меры).

Поэтому, развивая экспортную деятельность, российский экспортер должен знать и понимать содержание ТБТ и СФС мер, принятых в стране назначения, учитывать затраты на их преодоление, обладать информацией о тех организациях в стране, которые могут помочь ему в этом непростом деле.

Есть несколько причин, почему надо выходить на зарубежные рынки. Самый простой ответ – это поход за прибылью! Но не только.  Важно заявить о себе, как о международно-признанной компании. Именно экспорт во многом  определяет конкурентоспособность компании.   По данным Forbes «в  российском экспорте сейчас заняты более 16,5 тыс. малых и средних экспортеров, что пока является достаточно скромным показателем. Тем не менее, … именно у них сейчас есть великолепный шанс занять свои ниши на новых рынках и заявить о себе». Именно для  развития экспортного потенциала российского бизнеса предназначен этот уникальный проект. Развитию экспорта препятствуют различные  барьеры в торговле, среди которых «почетное» место занимают технические барьеры в торговле, обусловленные разницей в требованиях к продукции, в процедурах оценки соответствия (например, сертификации), в требованиях к маркировке и упаковке.   В рамках этого проекта речь пойдет как раз о таких барьерах. 

Несмотря на провозглашаемые идеи прозрачности (транспарентности, как сейчас модно говорить), существо ТБТ и СФС мер скрыто от глаз экспортера. Его (экспортера) задача в «мутной» воде разглядеть брод (вспомним русскую поговорку «Не зная броду, не суйся в воду»).

В последние годы вышло несколько хороших справочников, ориентированных на российских начинающих экспортеров. Достаточно указать на такие издания, как «Как экспортировать? Пособие для начинающих экспортеров.» Минэконоразвития России, 2014; «Учебное пособие для начинающих экспортеров.» АО «Российский экспортный центр», 2016. К сожалению, в этих и других изданиях отмеченного направления вопросы ТБТ и СФС мер практически не рассматриваются. В то же время, как сказано выше, именно эти меры формируют реальные барьеры при экспорте товаров. Поэтому так важно знать о них как можно больше.

Всему этому посвящен настоящий Справочник. Прежде всего, Справочник предназначен для начинающих экспортеров, для «чайников», которые, расширяя свой бизнес, имеют намерение выйти на зарубежные рынки. Каким бы классным ни был товар экспортера, на чужом рынке его никто не ждет. Более того, ему будут препятствовать. Эти препятствия и будут рассмотрены в Справочнике.

Кто информирован, тот вооружен!